Итоговая резолюция образовательного форума ВРНС «Образовательная политика государства как фактор самоопределения личности»
Решая задачи, поставленные в сфере образовательной политики перед участниками XXIV Всемирного русского народного собора, образовательный форум в г. Екатеринбурге вынес для обсуждения наиболее острые вопросы, требующие незамедлительной экспертной оценки, взаимодействия государственных органов власти и общественности, активизации работы в регионах членов ВРНС.
На форуме заслушаны выступления экспертов:
- Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений
«Цифровая образовательная среда – перспективы и вызовы»
- Алтынникова Наталья Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент, директор по развитию Группы компаний «Просвещение»
«Оценка эффективности воспитательной деятельности: модель, технология, инструменты»
- Багдасарян Вардан Эрнестович — доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова
«Традиционные российские ценности как фундамент цивилизационно-идентичной педагогической системы»
- Минаков Аркадий Юрьевич — доктор исторических наук, профессор исторического факультета Воронежского государственного университета, специалист в области русской общественной мысли
«Преемственность внеболонского подхода к обучению в вузах и в системе общего образования.»
- Падалко Оксана Витальевна- кандидат социологических наук (СПбГУ), председатель Комитета по Образованию и науке Союза Родительская палата
«Позитивные и негативные аспекты перехода к цифровой образовательной среде»
- Вифлеемский Анатолий Борисович — доктор экономических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук, эксперт ОС при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка
«Сбор и хранение персональных данных участников образовательного процесса: законность, обоснованность, эффективность»
- Тадевосян Татьяна Сергеевна – канд.экон.наук, Председатель Национальной Ассоциации Семейного Образования
«Совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам семейного образования: общие принципы и необходимые изменения»
- Казакова Елена Ивановна — профессор кафедры педагогики, директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО
«Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и новый стандарт педагогического образования» использования»
- Иванова Валентина Николаевна — ректор Института развития ДПО Министерства образования и науки РФ, доктор экономических наук, профессор, Лауреат премии Правительства в области образования
«Проблемы формирования национальной идентичности в молодежной среде»
В рамках заседания представлена информация и озвучены проблемы:
— перспективы развития глобальной цифрофизации всех сфер жизни общества и государства и вызовы этого процесса; риски использования цифровой образовательной среды; политика государства в сфере сохранения персональных данных человека; нерешенные проблемы безопасности образовательной среды; формирование системы образования, зависимой от цифрового обеспечения; попытки решить проблему нехватки педагогических кадров унификацией образовательного процесса путем оцифровки и унификации содержания образования;
— состояние российского образования с точки зрения традиционных духовно-нравственных ценностей; необходимость всесторонней работы по выработке концепции национальной системы образования в современных реалиях; отказ от болонской системы и выработка принципов отечественного образования; проблемы коммерциализции образования; необходимость возврата к отечественному принципу фундаментальности образования; изменение цели воспитания — переход от человека интегрированного в глобальный мир к человеку-патриоту; образование как необходимая система для жизнестойкости цивилизации в основе которой лежит российская цивилизационная традиция, российская модель педагогики;
— необходимость изменения подготовки педагогических кадров в концепции отечественных традиций; современный статус учителя: необходимость системной работы по сокращению бюрократической нагрузки на учителей и оптимизация оценки эффективности воспитательной работы в школах; уровень заработной платы педагогов в различных регионах; роль гражданской позиции учителя; необходимость введения специалитета для учителей; проведение исследования по национальной идентичности учителя; необходимости создания модели школы по сохранению и трансляции отечественного педагогического наследия; отсутствие программы поддержки малых школ как центров сохранения и развития малых административных единиц;
— ограничение права выбора родителями (законными представителями) семейной формы получения образования; анализ законодательных аспектов и необходимость совершенствования законодательной базы в этом вопросе;
— перспективы отказа от болонской системы в ВУЗах страны и отражение этого процесса в системе общего образования; обсуждение вопроса усовершенствования форм проведения ГИА; актуальность внедрения специалитета в ВУЗах ; актуальные проблемы в сфере высшего образования – отток способных студентов из регионов, низкий уровень общей культуры и образованности студентов, несоответствие содержания учебников задачам государства в сфере воспитания последующих поколений.
В связи с вышеизложенным определены следующие задачи:
- Инициировать совместно с МПГУ и Центром Философии образования работу по разработке модели национальной системы образования. Составить программу по проведению научных конференций, круглых столов под эгидой института «Царьград» с целью определения основных составляющих этой системы. Привлечь к работе региональные педагогические институты и отделения ВРНС.
- Продолжить работу по экспертизе содержания образования. Выработать предложения для внесения изменений в культурно-исторический стандарт, в перечень художественной литературы, изучаемой в курсе общего образования. На основе Указа Президента РФ №809 от 09.11.2022 г. разработать программу по включению духовно-нравственных ценностей народов России в содержание учебных предметов, по созданию отдельных модулей, расширению курса ОДНКНР с 1 по 9 класс.
- Способствовать поддержке и сохранению сельских и поселковых школ в регионах как центров сохранения малых административных единиц. Создать рабочую группу по разработке модели проекта «Малые школы России» и представить результат на рассмотрение органов исполнительной и законодательной власти с целью улучшения демографической ситуации в районах, отдаленных от крупных городов.
- Инициировать продление действия моратория на проведение эксперимента по внедрению ЦОС (Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды») до момента предоставления общественности результатов данного эксперимента. Обратиться от имени ВРНС в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ с просьбой предоставить доказательства того, что данный эксперимент способствовал повышению качества образования, как заявлено в целях проведения эксперимента.
- Систематизировать научную базу по условиям использования цифровых платформ, электронных средств обучения и их влиянию на здоровье обучающихся и учителей. Инициировать принятие единого СаНПина по использованию ЭСО в общеобразовательных организациях страны.
- Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с запросом о предоставлении информации об обоснованности сбора персональных данных участников образовательного процесса. Совместно с Министерством Просвещения РФ разработать единый перечень допустимого объема персональных данных, актуализировать недопустимость избыточного сбора ПД.
- Подготовить проект по законодательному закреплению права на получение образования без электронной обработки персональных данных.
- Изучить региональный опыт по поддержке педагогов (учителя, педагоги дополнительного образования и воспитатели ДО) разработать предложения в адрес Правительства РФ по улучшению общественного, социального и материального статуса педагогов. Инициировать включение в положении об эффективности работы губернаторов региона показатель средней нагрузки учителя в регионе.
- Организовать сотрудничество с Группой компаний «Просвещение» по созданию методики определения эффективности воспитательной работы в образовательных организациях.
- В рамках работы ВРНС организовать всероссийскую дискуссию по трансформации форм проведения ГИА. Кроме этого изучить целесообразность проведения ВПР как способа контроля за качеством знаний по регионам. Инициировать проведение рабочей встречи с представителями Федеральной службы по надзору в сфере образования, подготовить предложения для я внесения в Правительство РФ.
- Разработать предложения для внесения поправок и дополнений в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в части поддержки семейного образования.
- Для решения поставленных задач создать межрегиональные рабочие группы ВРНС по вопросам образования и просвещения.
Источник: https://pravobraz.ru